Главная Расписание врачей Обратиться Информация
Родителям Заявление на прикрепление Онлайн
Контакты
Режим работы поликлиники: Понедельник - пятница: 08:00-20:00 Суббота: 09:00-15:00 Режим работы травмпункта: ежедневно, 08:00-22:00

Конкурс детского рисунка:
"Чудеса зимнего леса"
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА №110
Департамента здравоохранения города Москвы
Главная Информация Родителям Важно знать Памятка для родителей детей, страдающих заиканием

Заикание – нарушение плавности речи, сопровождаемое запинками, внезапными остановками в речи, повторениями и растяжениями слогов и звуков. Оно объясняется мышечным напряжением – судорогой произносительного аппарата (органов артикуляции, дыхания, голосообразования). Говорящий с трудом передаёт сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.

Заикание возникает чаще всего в возрасте от 2 до 5 лет, в период становления фразовой речи, когда запинки отмечаются у большинства детей и являются естественными. В этом возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять эмболы (лишние звуки и слова: а, ну, вот и т.п.). Это нормальный процесс становления ритмичной речи. Когда ребёнок научится лучше выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже. Если же они становятся настолько частыми, что затрудняют общение, появляется основание для беспокойства. Такие запинки не пройдут сами по себе, особенно в том случае, когда ребёнок старается их скрыть.

Чем раньше подобрано необходимое лечение, тем благоприятнее прогноз, поэтому не следует откладывать визит к логопеду и неврологу.

Меры для восстановления нарушенной плавности речи определяются в зависимости от времени возникновения заикания. Если оно наблюдается не более 2 мес., то считается инициальным (начальным), если больше – закрепившимся.

Некоторые общие рекомендации

  1. Старайтесь говорить с ребёнком неторопливо, короткими предложениями без лишней эмоциональности, употребляйте простые слова.
  2. Постарайтесь удержать ребёнка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом его успокоить, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.
  3. Не нужно просить ребёнка рассказать о своих страхах, если он этого не хочет. Родители должны показать, что им известны его тревоги, и постараться успокоить тем, что они рядом и от всего защитят.
  4. Не завышайте требования к ребёнку, не оказывайте на него давление во избежание неблагоприятной конфликтной обстановки.
  5. Попытайтесь конструктивно решать возникающие проблемы. Вот несколько примеров:

         - вместо «Кончай возиться с конструктором!» скажите спокойно: «Мне очень поможет, если ты это закончишь позже»;

         - подскажите: «Будь ласковым, собаки это любят», а не одергивайте: «Не смей обижать собаку!»;

         - вместо «Ешь быстрее!», лучше сказать: «Давай посчитаем, сколько ложек ты сможешь съесть».

  1. С уважением относитесь к ребёнку, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь. Чаще улыбайтесь, хвалите ребёнка.

Как помочь заикающемуся ребёнку

  1. После того как ваш ребёнок закончил фразу, сделайте небольшую паузу, давая таким образом для него передышку. Сделайте небольшую паузу перед тем, как прокомментировать то, что сказал ребёнок. Если он хочет сказать что-то ещё, дайте ему такую возможность.
  2. Не перебивайте ребёнка, пока он не закончит фразу. Не заканчивайте фразу за него, если он вдруг начал заикаться. Если часто перебивать речь ребёнка, он начнёт ещё больше спешить и нервничать, чтобы успеть всё сказать.
  3. Соблюдайте правила ведения беседы в семье: говорите по очереди как во время еды, так и в отдельно отведённое для беседы время. Дайте возможность высказаться каждому, не перебивайте друг друга.
  4. Выделите время для взаимодействия с ребёнком наедине. Малышу очень важно получать неразделенное родительское внимание. Беседу проводите с учётом детского уровня развития речи. Можно почитать книжку и задать вопросы по картинкам, которые требуют короткого, простого, предсказуемого ответа. Многим детям легче обсуждать то, что происходит в настоящем, чем касаться вопросов прошлого и будущего.
  5. Не критикуйте вашего ребёнка. Фразы «Прекрати!», «Подожди!», «Подумай сначала о том, что ты хочешь сказать!» не помогают, а усиливают заикание. Ребёнок напрягается, чтобы не заикаться, а дополнительное напряжение способствует развитию заикания. Критические замечания, даже сказанные с самыми лучшими намерениями, ухудшают ситуацию.

  1. Избегайте ситуаций, в которых ребёнок испытывает давление. Некоторые дети начинают сильнее заикаться, если им задают много вопросов или просят что-то рассказать.
  2. Будьте терпеливы. Успокоив малыша, используйте это время для приятного взаимодействия с ним.

         Родители могут обучить детей выполнять многие задания, но моделировать индивидуальную программу обучения ребёнка лучше доверить специалистам. Занимаясь с ребёнком самостоятельно, учитывайте его состояние и возможности (работоспособность, внимание, память). Занятия могут быть непродолжительными, но частыми. Успех любых начинаний зависит от систематичности работы. Режим должен быть щадящим, но основная установка – ведите обычный образ жизни. Единственное ограничение – не следует посещать шумные зрелищные мероприятия до 6 лет. Домашний режим намного предпочтительнее режима детского сада.

         Не стоит ругать ребёнка при неудачах. Исследования психологов свидетельствуют, что при отсутствии стресса, критического отношения у детей повышается работоспособность, они легче справляются с интеллектуальными и творческими заданиями. Приведём некоторые из них.

  1. Приучайте ребёнка к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
  2. Пение, движение под музыку очень полезны.
  3. Поощряйте игры с водой, песком. Они увлекают детей и укрепляют нервную систему.
  4. Привлекайте детей к спокойным домашним делам.

  1. Постарайтесь организовать домашний театр, можно кукольный. Это не только даст возможность ребёнку перевоплотиться, почувствовать себя другим, незаикающимся персонажем, но и поможет умению высказываться.
  2. Упражняйте ребёнка в пересказе различных литературных произведений.
  3. Чрезвычайно полезно научить заикающегося ребёнка читать по слогам. Это помогает увидеть ритмический рисунок слова и нормализовать ритм устной речи, предотвратить нарушения слоговой структуры, научиться правильно делить слова на слоги.

         В 3 года многие дети могут начать занятия с логопедом. Необходимо помнить, что для течения заикания характерна волнообразность. В моменты так называемого ухудшения более желательны неречевые занятия. Постарайтесь ограничить речевое общение, отложить все занятия, которые могут усилить заикание.

         В периоды улучшения нужно заниматься как можно больше: читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки.